«Оптовку» наладить – не поле перейти

Primary tabs

Feb 07, 2020 / 0 comments

Пристальное внимание государства к системе отечественной внутренней торговли, явно обозначившееся в последнее время, и заявленные чиновниками планы ее реформирования сразу же напомнили многим о бесславном торговом прошлом советских времен.

Нынешнее поколение казахстанцев, к счастью, не стояло в бесконечных очередях за самыми элементарными повседневными товарами, включая молоко и мясо, и не видело ужасающе пустых полок и прилавков в магазинах с тогдашним крайне ограниченным товарным ассортиментом и хроническим дефицитом всего необходимого.

 

Не дай вам Бог жить в эпоху дефицита!

То, что не входило в этот скудный выбор, но находилось в холодильниках и на столах совграждан в то время, добывалось в основном благодаря «блату» через знакомых в торговле с обычной в таких случаях переплатой, либо покупалось на базарах и барахолках. Тогдашние сатирики рассказывали об этой «системе» с экранов телевизиров: «Я прихожу к тебе, ты через завсклада, через директора магазина, через товароведа достал дефицит!.. Мы с тобой уважаемые люди». 

О хитростях советской торговли знали все с детства: сметана разбавлялась кефиром, пиво или квас – водой, в вафельный стаканчик мороженого клалось меньше положенного, в котлеты добавлялось побольше лука и черствого хлеба (иногда даже картон или бумага!), сахар в мешках увлажнялся для большего веса, а гирьки для весов элементарно обтачивались для недовеса. И это при том, что система управления государственной торговлей в СССР была весьма мощной. Во главе ее стоял союзный Минторг, которому подчинялись его главки, министерства торговли союзных и автономных республик, соответствующие органы управления этой сферой исполкомов местных Советов. В других союзных министерствах и ведомствах также были соответствующие органы управления по профилю их продукции – к примеру, по торговле книгами. 

Оптовая торговля опиралась тогда на систему крупных складов и баз, с которых продукция шла в розничную сеть и общепит. Гипер- и супермаркетов тогда не было, первые торговые центры и дома только начали появляться, основная ставка делалась на универмаги, универсамы и специализированные магазины. Государство же готовило кадры для советской торговли в техникумах и вузах, внимательно следило за обеспеченностью населения торговыми площадями и динамикой развития этой сферы, а нерадивых торгашей сурово карали ОБХСС и суд. Но все было попусту – товарный дефицит, очереди и «блат» советский режим победить так и не смог, канув вместе с ними в историческую Лету.

Фундамент же нынешнего товарного благополучия был создан в основном за первое десятилетие независимости Казахстана усилиями хоть и диковатого, но все же напористого и экономически эффективного капитализма, для развития которого были созданы необходимые условия в виде открытых торговых границ, либерализации режима внешней и внутренней торговли, упрощенной регистрации бизнеса и т.д. С товарным дефицитом было быстро покончено, включая джинсы и легендарные «жвачки», которые в советские времена служили символами успеха. 

При этом отечественный бизнес делал акцентированную ставку на розницу – частные торгово-развлекательные центры, сети гипер- и супермаркетов, магазинов у дома, базары и рынки. Во-первых, товары просто не залеживались на прилавках, пока изголодавшееся по дефициту население не насытилось ими, а во-вторых, ритейл служил своего рода PR-щитом для олигархов, основные доходы которых поступали от перепродажи импорта и экспорта отечественного сырья. 

 

Как бы новой госпрограммой дело не кончилось…

Оптовая же торговля явно осталась на втором плане и для крупного бизнеса, и для государства, став в итоге довольно примитивной сетью частных перекупщиков, вставших  между производителями и ритейлом. 

Для конечного покупателя эта сеть оборачивается значительными накрутками на стоимость даже тех повседневных продуктов питания, которыми Казахстан обеспечивает себя в избытке! Корить капитализм за его исконную тягу к получению сверхприбылей, конечно же, можно, но для стабильности цен на социально значимые продовольственные товары эта риторика пользы не даст. А поскольку созданная в советские времена материально-техническая база оптовой торговли давно перешла в частные руки, то теперь государству не остается ничего другого, как создавать заново собственную платформу в этой сфере, дабы противостоять растущим ценовым аппетитам «частника». 

Судя по высказываниям министра торговли и интеграции, ставка делается на создание оптово-распределительных центров по примеру Испании и Франции, куда он ездил для ознакомления с их опытом. Действительно, можно только удивляться тому, что отечественным технократам, отвечавшим за экономические реформы, не приходило в голову создать компании с государственным участием, подобные испанским MERCASA или MercaMadrid, французской Semmaris, управляющей рынком национального значения (MIN) Париж-Ранис (RUNGIS). Ведь без рынков такого значения система оптовой торговли страны просто обречена на хаос и диктат перекупщиков в ущерб интересам продовольственной безопасности, охраны окружающей среды, благоустройства, не говоря уже о производителях товаров. За нашими худшими примерами далеко ходить не нужно – достаточно посмотреть, какой бардак творится на ближайших к дому рынках-«оптовках» и прилегающих к ним территориях!

Правда, непонятно, почему министр ориентируется в развитии оптовых рынков только на пример далеких от нас Франции и Испании, тогда как по статистике крупнейшие оптовые рынки находятся в соседнем Китае (пекинский оптово-розничный Xin Fa Di – самый большой в мире), а также в Мексике и Бразилии. Вопросы вызывает и привлечение к разработке этой темы Азиатского банка развития для прогнозирования потоков товаров от производителей до потребителей, тогда как логичнее было бы привлечь экспертов из Европейского банка реконструкции и развития, раз уж за ориентир выбран французский и испанский опыт. 

Остается неясным также, какие конкретные сроки ставит перед собой государство в создании новой системы оптовой торговли современного типа, – ведь, как известно, у нас принято растягивать исполнение госпрограмм на многие годы без видимого конечного результата. В итоге благое начинание чиновников зачастую претворяется в нечто подобное барахолке с очередями, как это произошло с ЦОНами, а по факту – в очередную кормушку с непременными «помогайками» и коррупцией. 

 

Честность – всему голова

А посему более логично было бы для чиновников не терять драгоценное время, за которое цены на хлеб насущный поднимутся еще выше, и использовать уже имеющийся нынешний потенциал отечественного торгового бизнеса и ГЧП. И начинать тут лучше снизу – с уровня районных акиматов и маслихатов. Жители на вверенных им территориях должны быть обеспечены небольшими оптовыми рынками, где местные фермеры, минуя перекупщиков, смогут продавать свою продукцию по сниженным ценам, а также магазинами с низкой арендной платой или вообще без нее для продажи товаров повседневной необходимости. Иначе сейчас селянам приходится ездить в городские супермаркеты за продуктами, поскольку у них торговля находится по развитию еще в прошлом веке!

Большие возможности есть и у отечественного ритейла. Ведущим торговым сетям, которые активно работают напрямую с крупными производителями и поставщиками потребительских товаров, вполне по силам наладить и оптовую торговлю ими на своих площадках. Некоторые из них (к примеру, «Metro Cash and Carry», работающая в Казахстане) и вовсе изначально позиционируются на оптовой продаже товаров не только для розничных торговцев, но и для отелей, ресторанов и других сфер. В принципе, по аналогии с нефтегазовым сектором, где иностранные инвесторы изначально доминируют у нас благодаря предоставленным им льготам, такой же подход можно применить и для привлечения ведущих зарубежных игроков оптовой торговли и ее логистики. 

Огромные возможности предоставляет сейчас и интернет, на основе которого реализуется госпрограмма «Цифровой Казахстан» и действует электронное правительство страны. Просто удивительно, что чиновники до сих пор не догадались использовать эти платформы не только для мониторинга той же пресловутой «витаминной» инфляции практически в любом магазине или на каждом базаре, но и для того, чтобы дать возможность всем казахстанцам находить через них выгодные для них покупки с доставкой на дом.

Интернет позволяет вовлечь в торговый оборот и самые отдаленные уголки нашей страны, где у кого-то на откорме выросли индюшки или овцы, у другого созрели фрукты, а у третьего болит голова из-за обильного урожая картошки. За примерами и тут далеко ходить не надо – легендарный создатель платформы «Alibaba» Джек Ма всегда поможет желающим знаниями и опытом! Кстати, на «Alibaba» есть и платформа B2B (бизнес для бизнеса), специально созданная для предпринимателей. 

И, конечно же, правительству вместе с акимами прямо с сегодняшнего дня нужно браться за культуру торговли, которая у нас не выдерживает никакой критики. Грязные морковь, свекла, картофель и прочие корнеплоды в супермаркетах, переклеивание ценников и этикеток на товарах с истекшим сроком годности, очереди на кассах, отсутствие понятной системы скидок для покупателей, явные преференции для поставщиков импортной продукции и прочие видимые торговые перекосы должны уйти в прошлое. Ведь те же министры и акимы часто бывают за рубежом или даже учились там и поэтому хорошо знают, как на самом деле должна выглядеть торговля в стране, стремящейся войти в «Топ-30» развитых государств мира. 

Изобретать здесь велосипед совершенно ни к чему. Давно известно, что торговля должна быть честным и цивилизованным бизнесом, основанным на простых принципах – «Покупатель всегда прав», «Мы здесь для того, чтобы вы нас беспокоили». Кстати, о них писали еще классики тех же советских времен, впервые посетившие США и познакомившиеся с принципами торговли одноэтажной Америки.

Там их изрядно удивил продавец груш, предложивший покупателям взять 6 фруктов за 25 центов вместо запрошенных ими 4-х за 20 центов и, таким образом получить за дополнительные 5 центов, то есть цену одной груши, две. «Но об этой льготной цене нигде не написано», – воскликнули удивленные гости Америки. «Да, но ведь я-то об этом знаю», – спокойно ответил им продавец!